Логін:
Пароль:
 


Архів подій

 

українською мовою / на русском языке

Проверки правоохранителей: как правильно встретить по новым правилам

 
 
Перечень всевозможных проверяющих, которые интересуются документацией бизнесовых структур, - имеет тенденцию к увеличению. Несмотря на все реформы, меньше проверяющих не становится. Так, кроме налоговиков, сразу несколько ведомств также занимаются экономикой и могут проводить собственные проверки: СБУ, прокуратура, налоговая милиция и органы МВД - Государственная служба борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП), Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП). Как выглядят их возможности для проверок бизнеса после последних изменений в законодательстве?


Законом Украины от 13.04.2012 внесен целый ряд важных изменений в законы "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" и др. Как же теперь должны выглядеть проверки этих органов?


Начнем с милиции, МВД. Согласно ст.11 Закона "О милиции" (после всех внесенных изменений) сотрудники милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. В направлении на проверку указываются дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленного печатью органа милиции.


Если уж пришли, то какие действия могут совершаться до получения соответствующего разрешения суда? Статья 11 Закона "О милиции" позволяет в присутствии понятых и руководителей предприятий - изучать документы, свидетельствующие о правонарушениях (понятие более широкое, чем понятие преступления), за счет соответствующего органа милиции делать из них копии. с оставлением лицам, в отношении которых проводится проверка, описания документов, из которых изготовлены копии, опечатывать кассы, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе.


Без решения суда нельзя требовать и изымать оригиналы документов, свидетельствующих о правонарушениях, образцы сырья и продукции.


Что касается запросов, то сотрудники милиции могут получать бесплатно от предприятий на свой письменный запрос сведения (в том числе и те, составляющих коммерческую и банковскую тайну), но лишь по делам о преступлениях (именно о преступлениях, а не о ком-какие правонарушения), находящимся в производстве милиции. Получения от банков информации, которая содержит банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "Про банки и банковскую деятельность".


Департамент государственной службы борьбы с экономической преступностью действует на основании соответствующего Положения, утвержденного приказом МВД Украины от 3.09.12. №769 (далее - Положение). Этот приказ издан уже после принятия нового Уголовного процессуального кодекса Украины (далее - УПК), но до вступления его в силу. При этом должно выполняться вышеупомянутый Закон "О милиции", другие законодательные акты. Пункт 4.1. указанного Положения устанавливает права ГСБЭП. Эти права аналогичные общим правам милиции, установленным в ст.11 Закона "О милиции". Следует также отдельно выделить право вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с материалами, которые находятся в ее ведении. Стоит обратить внимание на отделение в тексте "дел о преступлениях" от "материалов, находящихся в производстве". Есть также право требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по факту нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции ГСБЭП.


Относительно Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП), то здесь, кроме вышеуказанных законодательных актов, специальным законом является Закон Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью". В ст.12 настоящего Закона определены права таких специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью, как МВД и Службы безопасности Украины. В частности, предусмотрено право по письменному требованию руководителей соответствующих специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью получать от банков, предприятий, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренние и внешние экономические соглашения физических и юридических лиц. Документы и информация должны быть поданы немедленно, а если это невозможно - не позднее чем в течение 10 суток.


УБОП может в случае получения фактических данных о организованную преступную деятельность для их проверки истребовать и получать от предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности) информацию и документы. Витребовувані документы и информация должны быть поданы немедленно или не позднее чем в течение 10 суток.


Сотрудники УБОП имеют право по письменному распоряжению руководителя соответствующего специального подразделения входить по служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений, а также в производственные помещения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Судя по всему разрешение суда для этого не нужен.


Зато за постановлением и с санкции соответствующего прокурора на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие хранилища, брать их под охрану, а также изымать предметы и документы в порядке, но уже в порядке, предусмотренном УПК. Эти действия возможны и до получения соответствующей санкции, но только в неотложных случаях - в случае угрозы уничтожения, сокрытие или потери предметов или документов, которые могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности, с последующим уведомлением прокурора в течение суток. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством (т.е. только по решению суда).


Все вышеупомянутые силовые структуры должны руководствоваться также Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности". Здесь в ст.8 предусмотрены права подразделений, осуществляющих такую деятельность. Относительно проверок установлено право возбуждать в установленном законом порядке вопрос о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Имеют право знакомиться с документами и данными, характеризующие деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их, за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, изготовлять копии таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций.


Требуют разрешения следователя судьи в порядке, предусмотренном УПК), - истребование документов и данных, характеризующих деятельность предприятий, учреждений, организаций, с оставлением копий таких документов и описи изъятых документов лицам, в которых они востребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных документов запрещается, кроме случаев, предусмотренных УПК.


Принятие решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, представление и рассмотрение соответствующих ходатайств, проведения оперативно-розыскных мероприятий, фиксация и использования их результатов, проведение этих мероприятий до вынесения постановления следственного судьи и другие вопросы их проведения регулируются в соответствии с положениями главы 21 УПК.


Органы прокуратуры осуществляют проверки в соответствии с Законом Украины "О прокуратуре". Согласно ст. 19 этого Закона прокуратура, среди прочего, и осуществляет надзор за соблюдением законов, касающихся экономических отношений. Проверки проводится по заявлениям и другими сообщениями о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора.


Проверяющие из прокуратуры имеют право беспрепятственно, за удостоверением, что подтверждает занимаемую должность, входить в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности без особых пропусков, где такие внедрено. Имеют право истребовать из предприятий, учреждений и организаций решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечения. иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и содержащих коммерческую тайну или информацию с ограниченным доступом. Могут письменно требовать представления в прокуратуру в определенный им разумный срок указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе по операциям и счетам юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой, получать от должностных и служебных лиц и граждан устные или письменные объяснения, в том числе путем вызова соответствующего лица в орган прокуратуры.


Проверкам также специально посвящена ст.21 Закона "О прокуратуре". Следует заметить, что проверки по заявлениям физических или юридических лиц, обращениями и запросами депутатов всех уровней, кроме заявлений и сообщений об уголовном правонарушении, проводятся только в случае их предварительного рассмотрения компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами или непринятия ими в установленные сроки решений по этим вопросам. Это является определенным ограничением прав прокуратуры на собственные проверки. Впрочем путем системного анализа норм закона можно прийти к выводу, что подобное ограничение не касается проверок по собственной инициативе прокурора.


Понятно, что список желающих проверять бизнесовые структуры, их полномочий этой публикацией не исчерпывается и мы вернемся к ним в будущем.


По материалам www.yurincom.com


30.01.2013
 
Версия для печати
Отправить другу
В начало
 
 
Читайте нас на FACEBOOK


Регіонального фонду підтримки підприємництва в Запорізької області



Агентство Промышленных Новостей


Цитування в інших ЗМІ тільки зі згадуванням в якості джерела ЗОСППР «Потенціал». Передрук матеріалів в мережі тільки з прямим гіперпосиланням на https://potencial.org.ua