Логін:
Пароль:
 


Архів подій

 

українською мовою / на русском языке

ГНС: платежные терминалы должны быть у всех

 
 
Пунктом 14.19 ст. 14 Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III “О платежных системах и переводе средств в Украине" предусмотрено, что субъекты хозяйствования обязаны обеспечить возможность осуществления держателями электронных платежных средств (к которым относятся платежные карточки) расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств.


Другими словами, на месте расчетов покупатель должен иметь возможность рассчитаться платежной карточкой. Данная норма действует с 18 октября 2012 года. При этом ничего не сказано, на всех ли субъектов хозяйствования она распространяется.


Этим же пунктом ст. 14 Закона № 2346 установлено, что требования к субъектам хозяйствования по приему электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги) устанавливает Кабинет Министров Украины.


Постановлением КМУ от 29.09.2010 г. № 878 определено, кто должен установить платежные терминалы, в какие сроки и в каком количестве. В частности, предусмотрено, что требование о наличии платежных терминалов распространяется только на субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и использующих при расчетах регистраторы расчетных операций (РРО). Требование распространяется только на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в населенных пунктах с численностью 25 000 человек и более. Причем количество платежных терминалов должно составлять не менее 50% количества РРО. Если у субъекта хозяйствования применяется один РРО, значит должен быть установлен минимум один платежный терминал.


Постановлением № 878 освобождены от обязательного наличия платежных терминалов для приема электронных платежных средств при осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) заведения общественного питания закрытого типа, обслуживающие определенный контингент потребителей, в частности, личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий, а также предприятия торговли с торговой площадью до 20 м2 (кроме автозаправочных станций).


Итак, согласно Закону № 2346 именно Кабмин определяет субъектов, для которых наличие платежных терминалов является обязательным. К их числу не относятся субъекты хозяйствования, которые при осуществлении наличных расчетов не применяют РРО, в частности плательщики единого налога. Однако в Единой базе налоговых знаний ГНС Украины высказала иное, очень неблагоприятное для предпринимателей мнение по данному вопросу.


Какие субъекты хозяйствования освобождаются от обязательного приема специальных платежных средств (через платежные терминалы) для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги)?


Согласно п. 14.19 ст. 14 Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III “О платежных системах и переводе средств в Украине" субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.



Требования к субъектам хозяйствования по приему электронных платежных средств в оплату за проданные ими товары (предоставленные услуги) определяет Кабинет Министров Украины.


Контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований по осуществлению расчетов с использованием электронных платежных средств осуществляет Государственная налоговая служба Украины, а за обеспечением защиты прав держателей электронных платежных средств на осуществление указанных расчетов – специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей.


На данный момент остается действующим постановление Кабинета Министров Украины от 29.09.2010 г. № 878 “Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств", которое не приведено в соответствие с требованиями Закона № 2346.


Согласно п. 2 р. X Закона № 2346 до приведения в соответствие с настоящим Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей ему.


Учитывая то, что Законом № 2346 не предусмотрено освобождение отдельных субъектов хозяйствования от обязательного приема электронных платежных средств, осуществлять прием электронных платежных средств обязаны все субъекты.


Обязаны ли субъекты хозяйствования с 18.10.2012 г. обеспечить возможность осуществления расчетов с помощью платежных систем (терминалов)? Предусмотрена ли ответственность при необеспечении такой возможности?


Субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.


Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличностью, несоблюдение установленных законодательством требований относительно обеспечения возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств – влечет за собой наложение штрафа на физическое лицо – предпринимателя, должностных лиц юридического лица от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.



Действие, предусмотренное ч. 1 ст. 16315 Кодекса Украины об административных правонарушениях, совершенное лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение, влечет за собой наложение штрафа от пятисот до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Кроме того, за ограничение или отказ в реализации прав потребителей, установленных ч. 2 ст. 17 Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII “О защите прав потребителей", субъекты хозяйствования сферы торгового и других видов обслуживания, в том числе ресторанного хозяйства, несут ответственность в размере пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.


Таким образом, ГНС Украины считает, что нормы Постановления № 878 не соответствуют требованиям Закона № 2346. Поэтому им можно руководствоваться только в части, не противоречащей закону. Вместе с тем отметим, что с 18 октября 2012 года (момента, когда п. 14.19 ст. 14 Закона № 2346 Кабмину поручено определить требования к субъектам хозяйствования по применению платежных терминалов) правительство своих требований не меняло. Смеем предположить, что Кабмин не внес изменений в Постановление № 878, так как считает, что его нормы соответствуют положениям Закона № 2346.


Контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований по осуществлению расчетов с использованием электронных платежных систем (в том числе платежных терминалов) осуществляет ГНС Украины.


Если у предпринимателя не будет установлен платежный терминал, его могут привлечь к ответственности согласно ч. 1 ст. 16315 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Размер штрафа немаленький – от 8 500 до 17 000 грн.


Можно понять, почему ГНС Украины высказала такую фискальную точку зрения. Если согласиться с точкой зрения налоговиков, то практически все предприниматели – единщики (кроме тех, которые по собственной инициативе установили платежные терминалы) являются нарушителями. Оштрафовать их могут не только работники органов ГНС, но и представители Госпотребинспекции. Поскольку на них возложена обязанность защищать права держателей электронных платежных систем (потребителей).


Если потребителю будет отказано в оплате карточкой, и он пожалуется в Госпотребинспекцию, предпринимателя могут привлечь к ответственности на основании п. 12 ст. 23 Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII “О защите прав потребителей". Размер штрафа составляет 8 500 грн. Кроме того, такой отказ является нарушением Порядка № 833. За это нарушение ст. 155 КУоАП предусматривает административный штраф в размере от 17 до 170 грн.


Чтобы разобраться, действует ли Постановление № 878 в полной мере, редакция направила официальный запрос в Кабмин. Результат переписки мы опубликуем на страницах газеты.


По материалам chp.com.ua


26.03.2013
 
Версия для печати
Отправить другу
В начало
 
 
Читайте нас на FACEBOOK


Регіонального фонду підтримки підприємництва в Запорізької області



Агентство Промышленных Новостей


Цитування в інших ЗМІ тільки зі згадуванням в якості джерела ЗОСППР «Потенціал». Передрук матеріалів в мережі тільки з прямим гіперпосиланням на https://potencial.org.ua